Удалённая работа и домашний офис – тренд последних лет, появившийся благодаря развитию новых технологий, включая облачное хранение, IP-телефонию, программные продукты для внутренних коммуникаций и контроля над результатами. Это удобно для сотрудников и выгодно для работодателя. Первым – экономия времени на дорогу до офиса и назад, вторым – отсутствие расходов на аренду и содержание офиса.
Однако, если поначалу дела идут хорошо, сотрудники стараются максимально выложиться для достижения результата и принимают активное участие в общих обсуждениях, то с течением времени ситуация кардинально меняется. Особенно в тех случаях, когда на удаленку переходят из устоявшегося “образа жизни” в офисе с налаженными связями между отделами, личными отношениями и постоянным визуальным контролем руководства. С переходом в новый рабочий режим меняется многое, если не сказать – все.
Статистика
Исследование, проведенное аналитиками IDF Eurasia на основе опроса HR-сотрудников и руководителей, показало, что у более 60 процентов перешедших на удаленный режим работников снижается эффективность. Это приводит к общему сокращению производительности компании на 35 процентов. И только 15 процентов демонстрируют повышенные результаты – специалисты, выполняющие индивидуальные проекты, чье общение с сослуживцами и ранее сводилось к минимуму.
Причин падения работоспособности несколько. Их можно заранее учесть, чтобы избежать производственного коллапса и разочарования сотрудников.
Снижение мотивации
Выполняя работу в офисе, сотрудники негласно оценивают результаты друг друга – насколько своевременно и качественно была выполнена работа. Это выражается в проявлении уважения к специалисту, обращении к нему за советом, наблюдении за процессом, выказанном восхищении. Отношение сослуживцев и поощрение руководства мотивирует работника на трудовые подвиги.
В домашних условиях этого нет. Результат доступен в отчетной документации, но никто не знает, сколько сил было положено на его достижение. Признание заслуг и осознание собственной значимости – немаловажный фактор в работе.
Дефицит профессионального общения
В офисе необязательно все время общаться. Рабочее время, как и любое другое, – деньги. Но чье-то обсуждение становится достоянием гласности за счет единого пространства. Каждый непроизвольно становится слушателем и свидетелем решения производственной проблемы, удачной аргументации в процессе спора и молча “мотает на ус”. Таким образом, вместе с выполнением обязанностей идет параллельное повышение квалификации.
На удаленке проводятся общие собрания, обсуждения, брейнсторминги. Но дистанционное общение накладывает отпечаток на его активность и продуктивность – интересные диспуты случаются все реже. Появляется снижение самооценки, теряется интерес к профессиональному росту.
Адекватная оценка результатов
Сотрудникам с течением времени начинает казаться, что их результаты не оцениваются должным образом руководством. Итоги деятельности сослуживцев могут быть недоступны, а если и доступны, трудно сказать, насколько они хороши – чаще единая шкала сравнения отсутствует. Теряется азарт в работе, который так важен!
В офисе это происходило незаметно, но всем все было известно. Замечания руководителя, благодарность клиента, обсуждение в кулуарах – было понятно, кто лидер и почему. Удаленный формат работы урезает коммуникации, и персонал практически перестает общаться между собой на “потусторонние” темы – только по существу дела.
Встает резонный вопрос о прозрачности и корректности оценки деятельности. Недоверие порождает неуверенность, что сказывается на рабочих показателях.
Социальная дистанция
Наступает момент, когда работник перестает чувствовать себя членом команды. Из-за дистанционного управления происходит размытие зон ответственности, что приводит к необоснованным претензиям со стороны руководства. Частая невозможность своевременно обсудить в полном составе текущий результат приводит к растягиванию процедуры согласования – пропадает интерес к оперативному решению задачи. Без фиксации результата исчезает ощущение завершенности и нужности.
Психологические трудности
Не каждому удаленщику посчастливится иметь отдельный кабинет по месту проживания. Рабочее пространство приходится делить с домашним окружением. Это приводит к снижению концентрации внимания, увеличению временных затрат на выполнение задания, смещению рабочего графика и, следовательно, к снижению эффективности.
Постскриптум
Удаленка выявляет изъяны в корпоративной культуре и недостатки в организации бизнес-процессов, но не снижает профессионализма сотрудников, который был на момент ухода из офиса, и их ответственности за результат. Создайте необходимые условия для поддержания прежнего уровня коммуникаций, и ключевые показатели эффективности будут на высоте.
it-informsMore from Удаленная работа
Как не чувствовать себя одиноким на фрилансе
Удаленная работа предполагает уединение. Не нужно приходить в офис, где волей-неволей имеет место постоянное общение, не нужно ездить в общественном …
За что можно влюбиться в фриланс
Говорят, однажды поработав на удаленной работе, уже сложно возвращаться в офис. На самом деле у фрилансеров, обустроивших домашний офис, имеется …
6 фраз в проектах на бирже, которые должны вас насторожить
На биржах полно заказов на любой вкус и уровень. Однако опытные сотрудники, работающие из домашних офисов, знают, что порой встречаются …